Новости

“Без народного единения мы вырастим дерево, не способное цепляться корнями за почву” – Анна Коряковцева о роли этноисторического кино

Мне довелось вручить благодарственные грамоты двум уникальнейшим персонами, за плечами которых многолетний опыт и команда профессионалов. В Представительстве Республики Коми в Москве грамоты были вручены Анне Михайловне Коряковцевой – автору проекта “Земля людей” для телеканала “Культура”, генпродюсеру ООО “ТВ Студии Август”, а также Николаю Николаевичу Шкаруба – директору по проектам “ТВ Студии Август”. Этот скромный жест с нашей стороны – один из плодов длительного непростого труда над съемками фильма о быте и традициях жителей Коми-глубинки – деревни Кривое Удорского района. В частности фильм повествует о тонкостях уникального обряда – купания иконы Параскевы Пятницы.

Их документальные этно-кинематографические проекты неслучайно горячо полюбились телезрителям. Это вклад в популяризацию культуры и традиций народов коми, воплощенных в изумительных кинокартинах, каждая из которых удостоена не одной награды. В этом году уже снято 4 фильма, а до этого свет увидел несколько эпизодов “Земли людей” и фильмы, по популярным туристическим маршрутам: заповедным рекам и горам парка Югыд Ва и тропам Финно-Угорского этнопарка – Путь Кандинского.

Обсуждая этнографическое кино, мы также затрагиваем огромный пласт сопутствующих сфер. Картина ляжет в основу нового сертифицированного туристического маршрута в Коми Республике, что повлечет за собой создание рабочих мест и развитие инфраструктуры.

Интервью с Коряковцевой А.М.

  • Расскажите пожалуйста о предпосылках создания фильма и о съемочном процессе.
  • Я приехала с оператором в деревню Кривое, где провела зимой всего один день. Но даже этого дня хватило для того, чтобы возникло творческое желание вернуться в эти края. Подали заявку на съемку фильма, на канале “Культура” идею поддержали. Красная дорожка была развернута, но предстояла большая работа по расположению на месте. Дальше с Еленой Борисовной Шумиловой мы сделали невозможное – “десантировали” съемочную группу с кучей техники, по убитым дорогам.
    Основное внимание в фильме уделено обряду купания иконы Параскевы Пятницы. С первых дней съемки подружились со всеми местными жителями, нас то и дело угощали разными вкусностями. Дальше пошло кино, целый подготовительный период. Нужно было перевезти людей из соседней деревни. А я напомню, на дворе стояло 36 градусов. Потом начали происходить настоящие чудеса!.. Техника то и дело давала сбой, интервью было в расфокусе, пара новых фильтров для оптики оказались с дефектами, переходник объектива не работал… В то же время параллельно происходили другие чудеса, внезапно начинало работать то, что не работало ранее, и т.д. Было ощущение, что в съемках фильма по-настоящему принимают участие разные силы, желающие и не желающие нам успеха. Тем не менее, всё шло своим чередом, и хаос постепенно перетёк в гармонию с окружающей природой…
    Конечно, были моменты, когда съемки оказывались на грани срыва. Местные жители чувствительно реагировали на перебои в работе техники и транспорта. И это не случайно, количество замешанных в съемках людей трудно себе представить. А уж тем более, насколько аутентично проделана работа по реконструкции обряда. И речь не только о деталях, роль играет даже время и последовательность мельчайших действий. Очевидно люди справедливо впадали в недовольство, но к счастью мы и дальше находили общий язык.
  • Какую вы наблюдаете тенденцию у популярности ваших проектов среди аудитории, какова ее обратная реакция?
  • Конечно нам приходила масса самых приятных отзывов, благодарностей. Особенно наших зрителей трогает, когда мы показываем фильмы о народах, о которых ранее никто никогда не снимал кино на федеральном уровне, не показали на всю страну. Многое из показанного в фильме можно назвать приятным открытием даже для жителей регионов, где проходили съемки. Это определенно мотивирует продолжать работу. Говоря о тенденции, такого рода фильмы становятся всё популярнее, о чем свидетельствуют рейтинги и просмотры. Это явный знак того, что есть запрос на правду, на истории о том, как живут обычные люди в удаленных уголках нашей необъятной Родины. Да, люди привыкли к клиповому мышлению, этнографию трудно снимать в таком формате. Иначе не успеешь разглядеть человека и услышать его. Наше кино – своего рода эксперимент, звено между журналистикой и художественными картинами. Изначально, как это всегда бывает, были и те, кто говорили, что никто не поддержит нас. Очевидно, на практике эти слова оказались ошибочными, судя по тому, что мы сейчас в Представительстве Республики Коми. Сейчас же канал “Культура” подтвердил новый сезон. На данный момент работаем над продвижением фильмов среди молодежи в социальных сетях.
    Не люблю хвалить себя, но думаю, у нас получилось то, о чем я давно мечтала: соединить популярный доступный формат с этнографической тематикой. Это один из немногих циклов, который совмещает в себе такого рода контрасты. Некоторые воспринимают этнографию, как нечто скучное и неинтересное. Но бывает предложишь посмотреть хоть одну серию, а люди возвращаются со словами: “Мы посмотрели всё!” Еще в советские годы в обиходе был жанр документальных хроник, особенно описывающих жизнь и работу на северах. Когда страна развалилась, жанр как таковой пропал. Можно сказать, мы замещаем эту нишу современными хрониками, по которым даже в далеком будущем люди смогут воссоздать подробное представление о жизни и культуре наших народов.
  • На ваш взгляд, развал СССР повлек раскол не только между Россией и соседними постсоветскими республиками, но и отдалил народы внутри страны?
  • Определенно мы потеряли преемственность между этносами, усилилась атомизация. Разрушение Союза вместе с его идеями – трагедия, которая пунктиром прошла меж нами, между всеми отраслям. Людям необходимо рассказывать о культуре и быте представителей самых малочисленных национальностей.
  • Как мы можем переключить внимание людей, молодежи в данное русло? Вытащить их из бытовых хлопот и привлечь к популяризации традиций предков, о которых повествуют ваши фильмы.
  • Сделать это можно лишь воспитав поколение, с детского сада объясняя ребятам, что это важно. С пониманием того, насколько важно знать самобытность и уникальность народа, в котором ты живешь, неизбежно придет уважение этих культурных принципов. В конце концов, достаточно вспомнить гимн Российской Федерации. Там есть строчки:
    “Славься, Отечество наше свободное,
    Братских народов союз вековой,
    Предками данная мудрость народная!
    Славься, страна! Мы гордимся тобой!”

    Наша сила в многонациональности, в Братских народов союзе вековом. России повезло, с огромнейшей территорией в нас заложено столько народов и культур! Без народного единения у нас не будет будущего. Понимание этой простой истины – первый шаг на пути к идее популяризации культурных традиций и ценностей. Без них мы вырастим дерево, не способное цепляться корнями за почву.
  • Когда ждать премьеры нового фильма?
  • К концу года фильм будет готов. Дальше мы будем ожидать пуска в эфир. Я полагаю, к концу года премьера должна состояться.